www.aip.vsau.ru
 
   
   
Сделать стартовой ¦ Добавить в избранное
 
     
  Логин :  
  Пароль :  
   
  Напомнить пароль?
 
aip@vsau.ru
 
  Расширенный поиск
 
  Навигация по сайту  
 
   
 
  А ты пишешь новости в АиП?  
  Наш опрос  
 
Нужен ли студентам форум на сайте АиП?

да
да, если он будет модерироваться и поддерживаться
нет, он превратится в помойку
нет, пока администрация факультета и ВУЗа не начнет в нем отвечать на вопросы
не имеет смысла его создавать

 
  О нас  
  Газета была создана в 2000 году и уже на протяжении десяти лет стабильно работает, во время сдавая выпуски и доставляя удовольствие обширной аудитории, а точнее всему экономическому факультету.  
  Календарь статей  
«    Ноябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
   
fh

aprofkom

   
Тютюников Александр Александрович
Актив » Наша "профессура"
 

Так уж повелось, что в нашей постоянной рубрике «Интервью с преподавателем» или как она раньше называлась «Наша профессура», мы обычно ведем беседу с кем-нибудь из уважаемых профессоров нашего университета, которые уже многого в этой жизни добились и кому есть, что нам рассказать. Но ведь профессорско-преподавательский состав агроуниверситета – это не только почтенные профессора, но и молодые преподаватели, которые только учатся тому, как читать лекции, вести семинары, общаться со студентами. А потому, стараясь не обидеть уважаемую профессуру, время от времени мы берем интервью у тех, кто совсем недавно сидел за теми же партами и в тех же аудиториях, что и мы. Героем нашей сегодняшней беседы стал ассистент кафедры ИОМАС Тютюников Александр Александрович, который обратил на себя наше внимание своей активной жизненной позицией, неоднократно проявляемой на страницах гостевой книги «АиП».

Наша справка:
Тютюников Александр Александрович, ассистент кафедры ИОМАС. Родился 5 ноября 1982 г. в г. Мирный-12 Архангельской области. В 2004 г. с отличием окончил экономический факультет Воронежского государственного агроуниверситета. C мая 2004 по апрель 2005 г. работал главным экономистом ЗАО «Павловская МТС» г. Павловск, с мая 2005 по июль 2006 г. - главным экономистом ООО «Агрофактор» г. Усмань. С сентября 2006 г. ассистент кафедры ИОМАС. Помощник проректора по экономике и программам развития (по бюджетированию).


- Александр Александрович, насколько нам известно, Вы родились в Архангельской области. Каким же образом Вы оказались в Воронеже и поступили в наш университет?
- В Архангельской области, я только родился. Мой отец, будучи военным, служил на космодроме в Плесецке. Когда в 1992 году он вышел на пенсию, мы переехали в Воробьевский район Воронежской области. Там я окончил среднюю школу и после 11 класса поступил на экономический факультет агроуниверситета.
- Почему именно ВГАУ, а не другие ВУЗы города?
К моменту моего поступления мой старший брат уже окончил агроинжинерный факультет, а потому об университете я уже знал немало, в том числе и то, что в нем можно получить качественное и сравнительно недорогое экономическое образование.
- Вы сказали, что ваш отец служил на космодроме. Не хотелось ли Вам стать космонавтом?
- В детстве я хотел стать врачом, потом ? программистом. Гораздо позже, когда вопрос о том, кем действительно быть - встал с особой остротой, пришлось выбирать из двух вариантов. Я был силен в естественных науках, но, объективно судя, поступить в медицинскую академию не смог бы. Поэтому из существовавших на тот момент альтернатив поступления ? на ветеринарный или экономический факультет ? я выбрал последнюю.
- Но ведь специальности врача и экономиста такие разные! Почему все-таки экономический факультет?
- Вы знаете, я склонен считать, что у многих людей выбор профессии обусловлен двумя факторами: желанием заниматься делом, которое приходится по душе, а также способностью этим самым делом заниматься. После окончания школы я не видел в своих знаниях слабых сторон. В принципе можно было идти учиться на любую специальность. Но в результате пришлось выбирать так, чтобы профессия была и востребована, и современна, и доступна.
- И Вы не пожалели?
- Нет.
- Скажите, пожалуйста, как складывалась Ваша учеба в университете на протяжении пяти лет?
- Университет я закончил на «отлично», несмотря на то, что у меня был огромный провал на четвертом курсе, когда я практически не посещал занятия. Дело в том, что тогда у меня появился компьютер, и я им очень увлекся. В итоге к концу учебного года примерно 90% занятий я пропустил. Тогда я чуть было не вылетел из института, и, кроме того у меня образовался огромный пробел в знаниях. Уже потом, работая на производстве, пришлось заново изучать многие аспекты бухгалтерского учета, финансов, налогообложения. Было очень стыдно за свой уровень знаний.
- Можете вспомнить какой-нибудь интересный момент из Вашей студенческой жизни?
- Да, был один забавный случай. Мне в нем стыдно сознаваться. Он произошел, когда я учился на первом курсе. Мы защищали курсовые по одной из дисциплин, и я делал это не очень уверенно. Преподаватель, пролистав мою курсовую, сказал, что отвечаю я на четверку. А хозяйство, которое было объектом моего исследования, находилось в Воробьевском районе. Только потом я узнал, что этот преподаватель родом из Воробьевки, только из Липецкой области. Видимо, приняв меня за земляка, он и спрашивает: «А кто у вас там председатель колхоза?». Я ему отвечаю: такой-то. Он говорит: «…а речки, пруды у Вас там есть?» Я говорю: да, мол, есть. А он мне: «Ты парень хороший, и земляк мой. Раз у вас там речка есть, принеси мне пяток вяленых лещей, а я тебе пятерку поставлю». С этими словами он поставил мне пятерку, и я пошел на «Порожки» за лещами. Рыбу купил, но преподавателя на месте уже не было, и я решил занести ее завтра. А пока сходил домой, положил в холодильник, вернулся в университет. Когда я вечером возвратился к себе, мой сосед встретил меня новостью: «Я заглянул в холодильник, а там лежит роскошная рыба. Ну, я съездил на завод и купил канистру пивка…» В итоге лещи к этому преподавателю так и не попали. А мне, даже сейчас, спустя много лет, когда я встречаю его в коридоре, все еще стыдно.
- Будучи студентом, Вы жили в общежитии?
- В общежитии я начал жить только с третьего курса. Первые два года я жил в частном секторе. Но затем, когда понял, что в дальнейшем никаких проблем с учебой не предвещается, я переехал в общежитие. Там жить было намного веселее.
- Какой отпечаток на Вас отложила жизнь в Пентагоне?
- Я стал намного более коммуникабельным. После школы я представлял собою типичного ботаника. Мне было тяжело общаться с людьми. Позвонить же кому-то по телефону и побеседовать для меня было настоящей мукой. В общежитии, где мы жили вчетвером в одной комнате, волей-неволей пришлось учиться общаться, ведь у каждого свой характер, свои особенности, но при этом все жили и общались достаточно дружно. Еще наше студенческое общежитие развило во мне чувство неприхотливости, но в последнее время оно стало ослабевать, наверное, с возрастом характер портится. Если раньше я спокойно относился к курению в коридорах и отсеках, то сейчас меня это раздражает.
- Вы сказали, что с появлением компьютера, Вы практически «забили» на учебу. Быть может, это связано с тем, что Ваше первоначальное отношение к ней трудно было назвать трепетным, раз такая вещь как компьютер смогла полностью изменить круг Ваших интересов. Мы правы? Или, быть может, изначально не было особой мотивации к учебе?
- Трудно сразу ответить на этот вопрос. Во-первых, компьютер тогда и сейчас ? это несколько разные вещи. Сейчас они есть практически у всех. А тогда это было редкостью и чудом. Что касается учебы, то на ряде предметов мне действительно было не очень интересно. Но это никак не связано с личностями преподавателей. Зачастую, группы идя на практическое занятие, распределяют вопросы между собой; бывает и такое, что в каждой группе учатся 2–3 так называемых «блатных» студента, которым поставят положительные оценки в любом случае и так далее. Все это накладывается само на себя и отчасти демотивирует, ослабляет возможность самореализоваться на занятиях, а это весьма важная составляющая процесса учебы.
- Скажите, пожалуйста, кто из преподавателей Вам запомнился больше всего?
- На первом курсе мне очень понравился Буховец Алексей Георгиевич, который вел у нас высшую математику и который способен увлечь аудиторию своим предметом и в то же время, когда это надо, развеселить ее какой-нибудь математической шуткой. Вспоминается Козлов Александр Иванович, который вел у нас животноводство. Как ни странно, многие студенты университета не любят этот предмет. У нас занятия проходили следующим образом: мы открывали тетради, брали калькуляторы и «гоняли цифры». Мы рассчитывали и оборот стада, и рацион, и привес, и отел, и это было очень интересно. Лично мне это в дальнейшем очень пригодилось и на спецпредметах, и во время работы в хозяйстве. На последующих курсах моим любимым преподавателем был Андрей Валерьевич Улезько, который вел у меня АСОЭИ и практические занятия по моделированию. Что мне больше всего нравилось в его занятиях ? это умение заставить аудиторию разговаривать и дискутировать по любым проблемам и вопросам аграрной экономики. На третьем курсе очень интересные занятия были у Исаака Бениаминовича Загайтова. Я считаю, что больше всего знаний по микро-, макроэкономике и экономической теории я вынес именно с его занятий. Подкупала его манера проведения занятия, когда каждый студент был опрошен, и каждый при этом был доволен и своим ответом, и тем, как его оценил преподаватель. Так же хочу выразить огромную благодарность тем людям, которые вели у меня практические занятия - это ассистенты, старшие преподаватели. Особо нежные чувства я питаю к тому человеку, которому обязан любовью к информатике и компьютерам - Инне Михайловне Семеновой. Она один из самых любимых моих преподавателей.
- Расскажите, пожалуйста, о своей первой работе. Чем она Вам запомнилась?
- После университета я работал главным экономистом на сельскохозяйственном предприятии, в которое входили три небольших колхоза. Всего экономистов было трое – по растениеводству, по животноводству и я. Работать мне там не очень понравилось по ряду причин. Во-первых, не сложилось нормального рабочего общения с руководителем. Во-вторых, система учета на предприятии была настолько отвратительной, что попросту собрать какую-либо оперативную информацию было практически невозможно. Со вторым местом работы мне повезло намного больше.
- Как Вы считаете, насколько хорошим специалистом Вы себя проявили на этом предприятии?
- Не знаю, если честно, как я себя проявил, возможно, и плохо, но научился я многому. Самый главный из усвоенных мною уроков – никогда не говорить руководителю: «Нет. Не знаю. Не умею. Не могу». Этот опыт мне во многом пригодилось в дальнейшем. Из своей работы на производстве я очень много вынес для себя как в психологическом, так и в профессиональном плане. Фактически, я завершал там свое высшее образование. На второй своей работе в должности главного экономиста я проявил себя намного лучше. Мы с моими коллегами – руководителями цехов предприятия ? «с нуля» разработали систему оплаты труда, сделали для инвестора анализ целесообразности продолжения работы в отрасли животноводства, реализованы некоторые удачные моменты по планированию и отчетности. Я научился оформлять крупные инвестиционные кредиты для предприятия и многому другому.
- Александр Александрович, не кажется ли Вам, что Вы выбрали несколько нестандартную для нашего университета схему продолжения жизненного пути? Обычно, студенты желающие связать свою жизнь с наукой, после окончания пятого курса идут в аспирантуру, а Вы пошли на производство.
- Во-первых, после моих «закидонов» на четвертом курсе, меня мало кто хотел брать в аспирантуру. У А.В. Улезько и А.П. Курносова к тому времени уже были кандидаты в аспирантуру, а мне хотелось остаться именно на этой кафедре. В принципе, был вариант с НИИ экономики сельского хозяйства, но на пятом курсе выяснилось, что я негоден к военной службе, а потому отпала еще одна причина идти в аспирантуру. Ну и, наконец, мне очень хотелось попробовать себя в работе именно в сельском хозяйстве.
- Почему же Вы тогда  вернулись в университет?
- Выяснилось, что, прожив, пять лет в городе, имея множество друзей, определенный круг интересов, достаточно трудно жить в сельской местности. Там неинтересно. На селе абсолютно иной образ жизни. После работы кроме как идти домой, делать абсолютно нечего. Заводить друзей тоже было очень сложно, так как практически всем сотрудникам предприятия было уже за тридцать. Да и от постоянной работы в авральном режиме со временем устал. Я почувствовал сильное желание заниматься наукой вплотную. Тем более, что на выпускном вечере Андрей Валерьевич предложил мне быть соискателем, и связи с институтом я не потерял. Поэтому вернуться в родной университет было достаточно легко и приятно.
- И Вы рады сделанному выбору?
- Безгранично.
- Расскажите о своей текущей работе. Чем Вы, занимаетесь?
- Сегодняшняя моя работа складывается из двух частей. Я являюсь преподавателем кафедры ИОМАС, преподаю различные дисциплины: информатику, информационные системы и экономическое моделирование. Основным же полем моей деятельности в должности помощника проректора по экономике является планирование расходов и доходов университета, контроль за выполнением смет доходов и расходов, анализ текущих расходов университета, вопросы заработной платы профессорско-преподавательского состава. К тому же, Олег Васильевич Федорик привлекает меня к работе с государственными закупками университета.
- Чем Вас привлекает Ваша преподавательская деятельность?
- Прежде всего, мне нравиться общаться с молодыми, умными людьми, имеющими разносторонние взгляды на жизнь. Также мне очень нравится делиться своими знаниями. На своих занятиях я стараюсь давать студентам «живые цифры», предоставляю им возможность для собственных рассуждений. В качестве примеров стараюсь использовать не условные данные, а максимально приближенные к реальности.
- Как Вы думаете, насколько по десятибалльной шкале оценивают Вас студенты по уровню Вашего преподавания, Ваших профессиональных знаний, умению общаться с ними?
- По правде говоря, у меня до сих пор осталось ощущение крайней неуверенности в том как себя вести со студентами. Перед первым моим занятием мне сказали: «Не волнуйся, они сами тебя бояться». До сих пор остается неуверенность в уровне своих знаний и понятности доносимой до студентов информации. Когда я пытаюсь что-то объяснить студентам, я не всегда уверен понятно ли им это. Поэтому по десятибальной шкале я оценил бы себя на 5 баллов. Что касается моего стиля проведения занятий, то стараюсь проводить их несколько в неформальной обстановке, могу пошутить вместе со студентами.
- Не могли бы Вы поделиться с нами информацией о величине бюджета нашего университета? Думаем, что нашим студентам было бы интересно знать хотя бы порядок цифр.
- В 2007 году доходная и расходная части бюджета ВГАУ были запланированы в размере по 425 млн. руб., 48 млн. из которых – средства, выделенные государством на уплату земельного налога и налога на имущество. На следующий год наш бюджет составит около 450-500 млн. руб., но пока Министерство сельского хозяйства его не утвердило. Бюджет университета является бездефицитным. Конечно, по итогу года остаются свободные денежные средства, поскольку всегда создается резерв на непредвиденные случаи.
- А какова структура бюджета?
- Около 50% доходной части бюджета составляют поступления из Министерства сельского хозяйства. Оставшиеся 50% ? это внебюджетные поступления, в структуре которых 90% ? оплата за обучение студентов. Остальные 10% ? это поступления от научно-исследовательской деятельности, хоздоговоров и т.п.
- Осуществляет ли университет вложение свободных денежных средств в свое активное развитие?
- В настоящее время в структуре расходов университета заработная плата преподавателей и сотрудников (около 230 млн. руб.), стипендиальный фонд (35 млн. руб.), оплата коммунальных услуг (около 30 млн. руб.), земельный налог и налог на имущество (48 млн. руб.) и прочие «постоянные» затраты составляют примерно 80% бюджета. Поэтому на обновление материальной базы, оборотных и основных средств выделяется достаточно мало средств. В этом году на эти цели было выделено около 55 миллионов рублей. Эти средства пошли на замену окон, ремонт аудиторий, покупку нового оборудования.
- Как Вы, сказали, около 50% бюджета, составляют внебюджетные поступления. Таким образом, не кажется ли Вам, что по источникам финансирования университет из государственной организации все больше превращается в коммерческую организацию? Будет ли продолжаться такая тенденция, будет ли увеличиваться стоимость обучения?
- Государство выделяет средства, только на обучение студентов-бюджетников, и с каждым годом их доля в контингенте университета уменьшается. Что касается будущего университета, то в связи с переходом в 2009 году на двухуровневую систему образования, определенная часть мест на бакалавриате будет по-прежнему финансироваться из федерального бюджета, а магистратура практически вся будет коммерческой и достаточно дорогой. Хочу также отметить, что почти половину всех внебюджетных доходов от образовательной деятельности ВУЗ получает от студентов заочной формы обучения, а будет ли нужен им, имеющим в большинстве своем среднетехническое образование, бакалавриат – большой вопрос. И еще один момент: в аграрном университете, возможно, не будет магистратуры по бухучету, финансам, налогам и юриспруденции, если эти специальности сочтут для ВУЗа непрофильными.
- Не очень радужная перспектива. Ведь даже на Западе у студентов, обучающихся в магистратуре, есть возможность получить образование бесплатно, за счет университетских грандов или других внебюджетных образовательных фондов.
- В перспективе такой опыт может быть применен и у нас. Финансировать подготовку специалистов нужного профиля смогут осуществлять предприятия и организации, если, конечно, пожелают.
- Есть ли в стратегических планах университета строительство новых учебных корпусов и общежитий?
- По моему мнению, на ближайшую перспективу – пока нет.
- А с чем это связано? С нехваткой денежных средств или с нежеланием это делать?
На сегодняшний день структура доходов и расходов университета такова, что он может осуществлять строительство только в том случае, если средства на него будут выделены из Федерального бюджета. В этом году средства были получены на ремонт учебных корпусов, на замену окон, установленных в далеком 1953 году, на оборудование мультимедийных классов.
- Сколько средств выделено на замену окон и какова примерная стоимость оборудования мультимедийного класса?
- На замену окон в 2007 году было запланировано около 2,5 миллионов рублей. Приобретение оборудования для одного мультимедийного класса обходится в пределах 100-120 тыс. рублей. А еще нужно отремонтировать аудиторию, поменять мебель – это еще тысяч 150-170.
- Насколько нам известно, Вы активно участвуете в выпуске газеты «ИОМАС TIMES». Расскажите, как возникла идея создания этой газеты?
На стенде кафедры ИОМАС, после того как изменился формат газеты «Активы и Пассивы», появилось свободное место. После небольшого совещания на кафедре мы решили, что нужно выпустить что-то свое. Когда возникают какие-то интересные моменты, о которых мы хотим рассказать сотрудникам кафедры и студентам, мы о них пишем на страницах нашей газеты. Периодичность газеты «ИОМАС TIMES» не фиксирована, т.е. если у нас есть какая-то актуальная информация, мы ее освещаем, когда ее нет, газета не выходит. У нас были и откровенно слабые статьи, были и удачные. Особенно удачный выпуск был посвящен 23 февраля, когда вся мужская половина преподавателей кафедры на страницах нашей газеты рассказывала о своей военной службе.
- Чем Вы, занимаетесь в свободное от работы время? Есть ли у Вас, какое ни будь хобби?
- Примерно 8 часов в сутки уходит на сон. Хобби у меня как таковых мало. В детстве занимался коллекционированием почтовых марок, но после того как в 1992 г. из продажи исчезли иностранные марки, заниматься филателией стало неинтересно. На данный момент основное мое увлечение ? чтение. Причем читаю литературу практически всех жанров, начиная от научного-познавательного, исторического и заканчивая беллетристикой. Самое главное в книге, на мой взгляд - это то, чтобы у автора был «дар слова», чтобы было интересно читать. Иногда хожу в театры, кинотеатры, посещаю концерты.
- В последнее время, мы часто слышим от многих преподавателей, что студенты стали пассивными, без огонька в глазах. Согласны ли Вы с этим?
- Как мне кажется, университет в погоне за высоким набором и внебюджетными средствами снижает планку требований по отношению к абитуриентам. Я думаю, что в этом и кроется ответ на ваш вопрос.
- Как Вы относитесь к творчеству газеты «Активы и Пассивы»?
- Очень положительно. Главное, что у вас всегда есть свое мнение, а это очень важно для студенческого коллектива. Это практически единственное издание в университете, освещающее общественную жизнь и актуальные проблемы студенчества.
- Как Вы считаете, статей какой направленности не хватает «АиП»?
- Я отвечу несколько по-иному. Мне бы хотелось, чтобы в ваших статьях не было преувеличений даже нелицеприятных фактов, чтобы позиция всегда стремилась к объективной.
- Александр Александрович, что бы Вы хотели пожелать студентам экономического факультета?
- Больше всего хочется пожелать студентам посерьезнее относиться к тем предметам, которые они считают второстепенными. Потому, что они могут пригодиться вам как учебе, так и в жизни. И не допускать моих ошибок, т.е. не «забивать» на учебу. Ну и, конечно же, удачи в зимней сессии!
- Александр Александрович, от лица редакции «АиП» желаем Вам плодотворной работы и удачи! Спасибо огромное за интервью.

В. Филонов, Г. Рубан, Ю. Шматкова


 
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Информация
 
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.