www.aip.vsau.ru
 
   
   
Сделать стартовой ¦ Добавить в избранное
 
     
  Логин :  
  Пароль :  
   
  Напомнить пароль?
 
aip@vsau.ru
 
  Расширенный поиск
 
  Навигация по сайту  
 
   
 
  А ты пишешь новости в АиП?  
  Наш опрос  
 
Нужен ли студентам форум на сайте АиП?

да
да, если он будет модерироваться и поддерживаться
нет, он превратится в помойку
нет, пока администрация факультета и ВУЗа не начнет в нем отвечать на вопросы
не имеет смысла его создавать

 
  О нас  
  Газета была создана в 2000 году и уже на протяжении десяти лет стабильно работает, во время сдавая выпуски и доставляя удовольствие обширной аудитории, а точнее всему экономическому факультету.  
  Календарь статей  
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
   
fh

aprofkom

   
Бакалавры и магистры – достойная смена специалистам!?
Глобально » Образование и наука
 

Про бакалавров и магистров в нашей стране говорят уже не первый год. Все началось с того, что еще в 2003-м Россия подписала Болонскую конвенцию. Напомним: это соглашение о том, что дипломы вузов будут признаваться во всех странах, подписавших его. Другими словами, на территории четырех десятков государств, ратифицировавших Болонскую конвенцию, создается единое образовательное пространство.

До 2010 года все европейские университеты должны завершить внедрение 2-х ступенчатой системы высшего образования (бакалавр-магистр) в рамках Болонской реформы и установить общие для всех вузов правила. Россия тоже принимала участие в утверждении этой программы, и старается ее реализовать. Однако в России далеко не все специалисты и чиновники сферы образования оценивают новую систему образования положительно.

На съезде Союза ректоров Российской Федерации, который проходил в марте 2009 г. В Москве, было высказано немало критических замечаний в адрес двухуровневой системы высшего образования. Специалисты никак не могут договориться между собой, считать ли бакалавриат полноценным высшим образованием?

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней «бакалавр» и «магистр» в разных государствах нет – бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени. А магистр – это в некоторых странах промежуточная учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Попытаемся разобраться: кто такие бакалавры и магистры, и чем они отличаются от привычных для нас специалистов?

Бакалавриат – это полноценное высшее образование, так как студент в течение 4-х лет получает определенный объем теоретической и практической подготовки по выбранному направлению (например «Экономика», «Менеджмент» и т. д.) согласно утвержденному государственному образовательному стандарту. А тонкости конкретной специальности (профессии) осваивает уже непосредственно в компании или на дополнительных курсах повышения квалификации.

Магистратура (magistr (лат.) - наставник, учитель, руководитель; в русском языке - мастер своего дела) – это последующий этап учебной и научной подготовки студентов по соответствующему направлению бакалавриата, но более углубленный и специализированный. Магистратура рассчитана на молодых людей, которые мечтают стать учеными, преподавателями, специалистами высшей квалификации или топ-менеджерами в соответствующей сфере деятельности. Дополнительные два года обучения в вузе как раз и будут способствовать углублению их знаний и совершенствованию навыков и умений по выбранному направлению и специализации.

Привычная для России модель образования (11 лет школы, 5 лет вуза и диплом специалиста в итоге) уже давно не соответствует ни времени, ни запросам работодателей. Правда, это не значит, что так называемый «специалитет» вымрет полностью. Эту форму подготовки решили оставить в медицинских, военных и инженерных вузах.

Есть у бакалавриата ряд неоспоримых достоинств:

1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там част

о приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.

2. Фундаментальность подготовки позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2–3 года, да ещё и на коммерческой основе, так как это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продожение образования на следующей ступени и поэтому может быть бесплатным при успешном вступительном испытании.

3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

 Казалось бы, многоуровневое образование - проект во всех отношениях чудесный. Но почему же тогда у него так много противников?

Например, есть мнение, что бакалавры - это, попросту говоря, «недоучки». Но по всем программам, подготовленным Минобрнауки, бакалавриат является полноценным высшим образованием. Более того, многие передовые вузы, не дожидаясь появления закона, давно перешли на новую 2-х уровневую систему подготовки специалистов.

Разница между специалистом и магистром: специалиста готовят для профессиональной деятельности в определенной отрасли и конкретной специализации, а магистра – для более широкого «поля» профессиональной деятельности, в том числе включающего научную работу.

Набор в магистратуру осуществляется на конкурсной основе и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно с дипломом и бакалавра, и специалиста. Однако продолжать обучение, естественно, смогут далеко не все желающие. Так что проблема вовсе не в том, плохая это идея или хорошая — переводить наше образование на одни рельсы с западным. А в том, что пока мало кто представляет, как будет выглядеть проект в реальной жизни.

КОММЕНТАРИИ ВУЗА

Мы попытались узнать, как во ВГАУ обстоят дела с этим нововведением. На наши вопросы ответила заведующая кафедрой управления и маркетинга в АПК, руководитель Центра международных образовательных проектов, профессор Елена Васильевна Закшевская, которая была инициатором создания на экономическом факультете бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика».

- Когда в нашем ВУЗе на экономическом факультете появились бакалавры?

- Первый набор на бакалавриат по направлению «Экономика» был сделан в 2004 г.

- По какой программе учатся бакалавры на экономическом факультете в настоящее время?

- С 2009 года бакалавров готовят по двум направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

- Если после получения диплома бакалавра студенты захотят продолжить свое образование в магистратуре, будет ли у них такая возможность?

- Конечно - в магистратуре по направлению «Экономика» по программе «Экономика фирмы и отраслевых рынков». В 2009 году был произведен первый набор в эту магистратуру на 20 бюджетных мест. Выпускники, которые учились на коммерческой основе, могут на конкурсной основе попасть на бюджетные места. Также будут подготовлены документы для лицензирования магистратуры по направлению «Менеджмент».

- Могут ли наши студенты закончить магистратуру в зарубежных вузах?

- Конечно, могут. Учебный план подготовки бакалавров по направлению «Экономика» совпадает с аналогичными программами профильных университетов других стран. Многие наши выпускники уже получили степень магистра в университетах США и Германии.

- Могут ли студенты, получившие диплом бакалавра, закончить 5 курс и получить диплом специалиста?

- Пока такая возможность имеется только для бакалавров отделения «Международный бизнес». Однако, на коммерческой основе при условии досдачи некоторых экзаменов и зачетов возможно зачисление на 5-ый курс по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК» по решению декана факультета. Следует отметить, что многие выпускники, получая диплом бакалавра, устраиваются работать.

- Есть ли уже реакция работодателей на выпускников-бакалавров?

- Без работы никто не остался, ведь бакалавры имеют право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

КОММЕНТАРИИ ВЫПУСКНИКА ВГАУ И УНИВЕРСИТЕТА США

Мы так же обратилась за разъяснениями к ассистенту кафедры ИОМАС Елене Чернигиной, которая, будучи студенткой ВГАУ, в 2003 г. в Университете Миссури (США) получила высшее образование по бакалаврской программе, затем продолжила свое обучение в России и в 2003 г. получила диплом по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК», а в 2007 г. снова в США получила степень магистра экономики в Университете штата Юта.


Елена Чернигина на церемонии вручения диплома ученой степени "Магистр экономики"

- Кто такой «бакалавр по-американски»?

- Это выпускник университета, успешно освоивший программу первой ступени высшего образования, получивший стандартную теоретическую подготовку по избранной специальности и имеющий достаточный опыт практической работы во время летних стажировок по конкретному направлению.

- И каково положение дипломированных бакалавров на рынке труда в США?

- Именно бакалавры составляют основу квалифицированной рабочей силы на рынке труда Соединенных штатов. Диплом бакалавра – это своего рода подтверждение того, что человек, помимо требуемых специализированных теоретических знаний, достиг определенного личностного развития – это способность собирать и анализировать информацию, искать, зачастую, нестандартное решение проблемы, грамотно излагать свое видение ситуации и делать собственные выводы, и, в конце концов, является грамотным пользователем персонального компьютера и т.д. Развитие этих навыков не так очевидно в процессе учебы, но зачастую именно они могут оказаться ключевыми при выполнении поставленной практической задачи, что и определяет ценность конкретного молодого специалиста.

- Отличаются ли западные бакалавры от их российского аналога?

- На мой взгляд главное отличие – это практическая подготовка. Мы все проходили производственную практику во время учебы в России и знаем, что ее ключевой момент для каждого студента – сбор информации для написания отчета. Практический опыт работы – уже момент для большинства студентов второстепенный, а значит не главный. В США дело с этим обстоит совершенно по-другому. Большая часть студентов летом отдыхают максимум 1-2 недели. Все остальное время посвящено практической работе – стажировке, которая, кстати, не является обязательной для перевода на следующий курс обучения в университете. Несмотря на это, уже в декабре-январе студенты начинают рассылать свое резюме по интересующим их компаниям и организациям и всерьез готовятся к собеседованиям, чтобы получить тот практический опыт, который может оказаться их главным преимуществом при поиске работы после окончания университета. Как правило, основная масса таких практикантов работает бесплатно. Зато впоследствии при окончании университета на резюме выпускников помимо данных об изученных предметах в вузе предметах, указан и достаточно солидный опыт практической работы. И вот это именно то, что наиболее интересно каждому работодателю!

- А кто же такие американские магистры?

- Это уже сформировавшиеся специалисты, практики, которые принимают ответственное решение продолжить обучение и осилить вторую ступень высшего образования. Как правило, в магистратуру приходят не сразу после окончания бакалавриата, а после одного-двух (а иногда и больше!) лет практической работы. Поступление в магистратуру – это уже действительно по всем параметрам осмысленное решение. Ведь не так просто оставить работу и вернуться за парту. В США основные мотивы учебы в магистратуре – это либо желание переключиться на другую сферу деятельности и тогда бакалаврская и магистерская специальности могут разительно отличаться; либо желание затяться научной работой и тогда после второй ступени высшего образования новоявленые магистры идут в докторантуру (аспирантуры и степени кандидата наук в США нет); либо же это насущная потребность специалиста-практика углубить свои знания в конкретной области для последующего возвращения на производство в новом, более высоком, статусе для совершенствования деятельности предприятия с использованием научных методов исследований.

- Выиграют ли российский студенты от перехода на двухступенчатую систему подготовки?

 - Надеюсь, что да. Степени бакалавра и магистра максимально понятны как зарубежным вузам, так и работодателям. Это своего рода стандарт, который подтверждает определенный уровень практической и теоретической подготовки. А это, согласитесь, заметно повышает шансы наших студентов не только пройти обучение или стажировку зарубежом, но и впоследствии найти работу действительно по душе, географическое расположение которой уже значения не имеет. Однако конкуренция на российском и мировом рынках труда – понятия далеко не тождественные. И одной из главных причин недооцененности россиских студентов и выпускников в среде международного образования и на глобальном рынке труда является их невысокий уровень владения иностранным языком. Поэтому разрешите дать совет всем студентам агроуниверситета активнее использовать предоставляемые им во многом уникальные возможности участия в самых разных международных образовательных программах и проектах ВГАУ. Пользуясь случаем, приглашаю всех студентов по четвергам в 17:00 принять участие в проекте «Межкультурные коммуникации», многие участники которого, как и я, уже прошли обучение за рубежом.

Алена БОРЩЁВА (МенБ -1)

 

Ссылки по теме:
Руководители ведущих российских вузов о подготовке специалистов по системе "бакалавр-магистр" (РГ)
Бакалавр или магистр Выбор за вами! (Ucheba.ru)    


 
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Комментарий #4 написал: Марина   |   20 июня 2011 15:02   |   Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |  
 
ЦИТИРОВАТЬ    
 
   

Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Я в замешательстве, в наших вузах бакалавриат еще возможен на бюджетной основе, а вот магистратура нет. Прочитав вашу статью, поняла, что быть бакалавром выгодно для молодого специалиста. А ведь нам говорили, что сейчас на работу в серьезные организации предпочитают брать магистров, а не бакалавров...Боюсь, окончив вуз со степенью бакалавра, остаться без работы. Помогите разобраться!
   
 
Комментарий #3 написал: ВПР   |   8 марта 2011 20:32   |   Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |  
 
ЦИТИРОВАТЬ    
 
   

Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
"На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно... Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы "4+2" (бакалавриат + магистратура)..."
Второе высшее по-хитрому. Kommersant.ru - Журнал «Деньги» № 9 (816) от 07.03.2011
   
 
Комментарий #2 написал: магистр   |   11 марта 2010 16:36   |   Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |  
 
ЦИТИРОВАТЬ    
 
   

Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
например в нашем вузе существует такая практика: отбирают с каждой группы по два человека для последующего обучения в бакалавриате ну а затем в магистратуре не зависимо от желания студентов, главное чтобы оценки хорошие в зачетке были. таким образом и я попал в магистратуру, и теперь даже как-то страшно - что будет дальше, смогу ли я где нибудь найти работу. хотелось бы чтобы пока это все вводится - паралельно с магистрским дипломом в добавок давали еще и диплом специалиста, т.к. в нашей стране предпочтение всегда было и будет специалистам.
   
 
Комментарий #1 написал: Карандаш   |   7 февраля 2010 18:44   |   Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |  
 
ЦИТИРОВАТЬ    
 
   

Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Наша страна, не готова к переходу на бакалавариат. Посудите сами, в связи с тяжелой экономико-политической ситуации в 80-90-х гг, развалилось все, от промышленности, до образования. Посмотрите на нынешних студентов! Нас плохо учили в школе, медали раздавали на лево и направо, если ты в 7 классе был отличником, то тебя тянули на отлично вплоть до 11, лишь бы улучшить показатели школы. А в институте еще хуже. Вы обратите внимание на наших преподавателей. Половини преподов это люди в возрасте, у которых на уме слава КПСС и Маркс (значимость которого в мировой экономике, я нисколько не принижаю). Вторая половина, это люди среднего возраста. Большинство из них работает в различных фирмах, а занятия в институте в виде хобби. И третья часть, это молодые преподаватели, они же аспиранты. Знания которых заключаются где угодно (например в пении народных песен), но только не в преподаваемой дисциплине. Настоящих преподавателей, которые действительно дают знания, очень мало.
А что же будет, если мы вычеркним один год из обучения (ведь в бакалавариате обучаются 4 года)? Да ужас будет! Более 60 процентов занятий, будет отводиться на самостоятельное изучение. А сдавать экзамены и зачеты, будут в виде тестов, тестов, ответы на которые не знают сами преподаватели, ведь они нашли их в какой то книге и просто тупо скопировали (кстати, тесты, это отдельный разговор).
Но к сожалению, нас никто не спросил, хотим мы этого или нет.
   
 
Информация
 
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.